Business Software | ERP | CRM | BI | ECM | DMS | SCM

BI для ритейла: пациент скорее жив

Сегодня на рынке ритейла выигрывает тот, кто лучше знает, что хочет покупатель, и может предложить лучшие товары по самым выгодным ценам. А в связи с известными событиями в экономике, люди начинают более тщательно считать деньги и выбирать те торговые сети, где можно купить подешевле. Начинается борьба цен, в которой будут побеждать компании, чей бизнес лучше управляется: те, кто может спрогнозировать спрос, заключить контракты с лучшими поставщиками, эффективно управлять логистикой. Для такого управления как раз созданы системы Business Intelligence.

Одним из главных потребителей BI-систем является ритейл (наряду с телекоммуникационными и финансовыми компаниями). Это одна из отраслей, уровень автоматизации бизнеса в которых значительно выше, чем по России в целом. Все крупные ритейлеры давно уже пользуются ERP, чьим естественным продложением является BI-система, дающая максимальный эффект как раз тогда, когда все низлежащие уровни (финансовый, управленческий, оперативный учет) уже автоматизированы.

Какие BI-решения сегодня распространены в ритейле? В большинстве федеральных сетей задачи получения оперативной аналитической отчетности уже решены, а у игроков поменьше используются собственные системы, часто разработанные своим же ИТ-отделом и решающие узкий круг определенных задач. И, несмотря на кризис, все еще наблюдается спрос на инструменты следующего уровня: для прогнозирования спроса, определения оптимальной цены и т.д. Можно даже сказать, что именно благодаря кризису спрос на BI не упал: сейчас нужно принимать быстрые решения, которые невозможны без доступа к оперативной информации о состоянии бизнеса.

 

Однако акцент сместился в сторону Open Source-систем, которые ранее не были особенно популярны. Интерес к ним начинают проявлять не только частные, но и государственные компании. Причем если раньше ПО с открытым кодом использовалось для реализации отдельных модулей системы, сегодня можно встретить решения, полностью построенные на OS-продуктах.

Основными пользователями BI-систем традиционно являются руководители компании и отделов, те, кто должен принимать решения. Но сейчас круг пользователей расширяется, и в него включаются категорийные менеджеры, специалисты по рекламе и маркетингу, логисты, эксперты служб по работе с клиентами, руководители групп мерчандайзеров и др.: как говорится, retail is detail, и необходимо учитывать множество нюансов, за которые не может отвечать один топ-менеджер.

Таким образом, BI оказываются полезными практически для каждого отдела компании. Руководители высшего звена осуществляют общий контроль деятельности с поправкой на стратегию, наблюдают за тенденциями и принимают глобальные решения, менеджеры «помладше» следят за достижением отдельных ключевых показателей (по регионам и магазинам), категорийные менеджеры анализируют цены и доходность по отдельным товарным группам, маркетологи занимаются анализом покупательских предпочтений и структуры «покупательской корзины».

Таким образом, хотя пока рано делать точные прогнозы о будущем BI- систем в российком ритейле, общую тенденцию можно охарактеризовать, как позитивную: рынок не падает, интерес со стороны покупателей сохраняются, а интеграторы готовы предлагать все новые варианты решений.

 

О проекте | Новости